МБОУ «Литвиновская СОШ Яшкинского муниципального округа»
Цель:
Создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения :
1. Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию интеллектуального, личностного, творческого потенциала школьников и преподавателей.
2. Создание психолого-педагогических условий для сохранения физического, психологического, психического здоровья участников образовательного процесса и их личностного самоопределения.
3. Содействие полноценному личностному и профессиональному развитию учащихся
Основные принципы психологического сопровождения:
à безусловное принятие каждой личности;
à признание уникальности личного опыта конкретного человека;
à создание условий для саморазвития, личностного роста, самоактуализации.
Психологическая служба в школе планирует реализовывать поставленные задачи, организуя свою деятельность по направлениям.
Планируемые направления в работе педагога-психолога:
1. Диагностика для учащихся:
первичная;
динамическая;
групповая.
2. Коррекционно-развивающая работа:
индивидуальная;
групповая.
3. Консультационная работа с учащимися::
ü индивидуальная;
ü групповая.
4. Просветительская работа:
выступления на классных часах;
выступления на методических объединениях;
выступления на родительских собраниях.
5. Экспертная работа:
ü работа на административных совещаниях, где требуется психологическая помощь.
6. Организационно-методическая работа:
планирование деятельности;
анализ деятельности;
анализ научной и практической литературы для подбора инструментария;
разработки развивающих и коррекционных программ;
посещение совещаний, методических объединений,
знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и педагогики,
подготовка бланков, наглядного материала, создание картотеки тестов.
Планирование
№ п/п |
Направление работы |
Цель и задачи |
Контингент |
Мероприятия |
Срок проведения |
Ожидаемые результаты |
|
|
1. Организационно-методическая работа |
|
|||||
1. |
Заполнение специальной документации
|
Организация психолого педагогического сопровождения всех членов образовательного процесса в школе, систематизация методической базы психологической службы в ОУ, создание условий для своевременной организации всех видов ППС. |
|
Заполнение: протоколы обследования, схемы, таблицы сводных данных, психологические паспорта, психологические карты развития |
В течение года |
Своевременное заполнения необходимой документации |
|
2. |
Заполнение организационно - методической документации |
|
планы на месяц, журнал учёта видов деятельности, журнал психологических запросов |
В течение года |
Своевременное заполнения необходимой документации |
||
3. |
Проведение психолого-педагогической диагностики |
1 -11 классы |
Подбор психодиагностического инструментария. Подготовка к психологическому обследованию. |
В течение года |
|
||
4. |
Анализ результатов диагностики. |
|
Составление заключений по результатам психологического обследования. Составление рекомендаций по результатам диагностики. Построение диаграмм по результатам обследования. |
В течение года |
|
||
5. |
Изучение специальной литературы. |
Обобщение собственного опыта и ознакомление с опытом работы педагогов психологов. |
|
|
В течение года |
|
|
6. |
Участие в методических объединениях |
|
|
В течение года |
|
||
Выступление на педагогических советах, родительских собраниях. |
|
|
В течение года |
|
|||
|
|
|
|
||||
|
2. Диагностика |
||||||
7. |
Диагностика и наблюдение за адаптацией обучающихся |
Выявить дезадаптированных учащихся для последующей коррекции |
Обучающиеся 1-х, 5-х классов |
|
Сентябрь - октябрь |
Определить уровень адаптации учащихся к школе, выявить учащихся - дезадаптантов. |
|
8. |
Личностные особенности учащихся |
Выявление особенностей психического развития ребенка, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам |
5 -8 классы |
Диагностика личностных особенностей учащихся Вопросник Р. Кеттела |
Ноябрь |
Осуществление правильного индивидуального подхода в обучении и воспитании ребенка |
|
9. |
Диагностика личностной тревожности |
1,5 классы |
Определение уровня школьной тревожности. Методика Филлипса |
Ноябрь |
|||
10. |
Изучение отношения к предметам школьной программы и школе в целом. |
8-11 классы |
Анкетирование «Моя школа» |
Декабрь |
|
||
11. |
Изучения школьной мотивации |
2-4 классы |
Определение уровня школьной мотивации по методике Лускановой |
Февраль |
Определение уровня школьной мотивации |
||
12. |
Диагностика воспитанности школьников |
7 - 11 классы |
Анкета «Индекс воспитанности школьников» |
Декабрь |
Определение уровня нравственной воспитанности |
||
13. |
Диагностика профессиональных предпочтений |
Выявление профнаправленности учащихся |
9, 11 классы |
Методика ДДО, Методика «карта интересов» (индивидуально) |
Ноябрь декабрь |
Профессиональное самоопределение учащихся |
|
14. |
Диагностика детей группы риска |
Выявление особенностей психического развития ребенка, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам |
1-11 классы |
Методика Фанталовой |
Январь |
Выявление проблем у детей группы риска |
|
15. |
Исследование форм агрессивности |
Исследовать формы агрессии подростков |
7-8 классы |
Методика диагностики показателей и форм агрессии. |
Март |
Выявление форм агрессии подростков |
|
16. |
Изучение личностных особенностей творческого потенциала, профессиональных качеств педагогов |
Изучение особенностей психического развития ребенка, сформированное определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков. Поиск наиболее эффективных подходов к сложным ученикам. |
Педагогический коллектив школы |
|
Апрель |
Составление карты интересов |
|
17. |
Индивидуальная диагностическая работа по запросам |
Выявление особенностей психического развития ребенка |
1- 9 классы |
По запросу |
В течение года |
|
|
|
3. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа |
||||||
18. |
Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, имеющими проблемы в адаптации, поведении, обучении, воспитании и др. |
Укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного возраста |
1 класс
5 класс
1 класс
9 класс |
Проведение коррекционно - развивающих занятий по методикам О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» групповые занятий по адаптации уч-ся 1-ых классов к школе; «Введение в школьную жизнь» авт. А. Санько, Ю. Кафеева; групповые занятия по адаптационной программе Е.Г. Коблика «Первый раз в пятый класс!» групповые занятия с уч-ся 9-х классов по активизации профессиональной направленности авт. Н.П. Слободянник |
По результатам диагностики в течение учебного года
сентябрь - октябрь
сентябрь - октябрь
в течение учебного года |
|
|
19. |
Организация и проведение психологических тренингов для родителей |
Снять психологическое напряжение, дать знания о природе конструктивных взаимоотношений родителя с ребенком |
Родители обучающихся 1-11-х классов |
|
в течение учебного года |
Конструктивные взаимоотношения родитель - ребенок |
|
20. |
Организация и проведение психологических тренингов для педагогов |
Снять психологическое напряжение, повысить профессиональную компетентность в целом |
Педагогический коллектив школы |
|
в течение учебного года |
Благоприятное эмоциональное и физическое состояние педагогов |
|
21. |
Организация и проведение психологических тренингов для обучающихся |
Снять эмоциональное напряжение, научить способам психологической разгрузки. Познакомить учащихся с приемами конструктивного общения |
Обучающиеся 5-11-х классов |
|
в течение учебного года |
Максимально благоприятное психическое и личностное развитие ребенка |
|
22. |
Повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, двигательное и эмоциональное раскрепощение детей, развитие самосознания (социально-психологические тренинги) |
|
Обучающиеся с заниженным уровнем самооценки, трудностями в общении |
|
в течение учебного года |
Повышение самооценки, двигательное и эмоциональное раскрепощение, умение общаться с окружающими детьми |
|
23. |
Индивидуальные коррекционные занятия с детьми состоящими на учете ОПДН, ВШК, приемными, опекаемыми, детьми-инвалидами, детьми из неблагополучных семей |
|
Дети группы риска |
|
в течение учебного года |
Профилактика девиантного, делинквентного, аддиктивного поведения, развитие произвольности психических процессов, нейропсихологическая коррекция |
|
|
4. Консультирование |
||||||
24. |
Консультирование педагогического коллектива |
Помочь в решении личностных и профессиональных проблем |
Педагогический коллектив школы |
Проведение психологического семинара для учителей «Профилактика злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди подростков и молодёжи». «Адаптация детей к школе и психолого-педагогическая поддержка учащихся». |
Ноябрь
Октябрь |
Повышение психологической грамотности педагогов, умение самостоятельно находить решения в сложных ситуациях
Информирование учителей о прохождении адаптации учащихся к школе, дать рекомендации и выработать общую стратегию при оказании психолого-педагогической помощи учащимся .
|
|
25. |
Консультирование педагогического коллектива |
Помочь в решении личностных и профессиональных проблем |
Обучающиеся 1-11-х классов |
|
Декабрь январь |
Умение ребенка адекватно реагировать на разного рода ситуации |
|
26. |
Индивидуальные консультации для учащихся |
Помочь в разрешении конфликтов и решении личностных проблем |
Родители обучающихся 1-11 -х классов |
Консультирование учащихся 9-х и 10-х классов «Психологическая подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ».
|
Март май |
Дать рекомендации учащимся и их родителям по психологической готовности к сдаче экзаменов. Провести тренинги по возникающим проблемам. |
|
27. |
Индивидуальные и групповые консультации для учащихся по вопросам профориентации |
Сориентировать ребенка в правильном выборе будущей профессии |
учащиеся 9 - 11 кл. |
Групповые и индивидуальные профконсультации для учащихся 9-10классов (мет - ки Е.А.Климова, диагностический пакет методик |
Ноябрь - январь |
Исследование познавательных интересов учащихся в связи с задачами профориентации и дать необходимые рекомендации при осуществлении первичного профессионального самоопределения. |
|
|
5. Просвещение |
||||||
28. |
Тематические выступления на общешкольных родительских собраниях. |
Дать родителям ин- формацию об особенностях возраста ребенка, о возможных проблемах и некоторых путях их решения |
Родители обучающихся 1-5-х классов |
Выступление на родительских собраниях в 1-го, 5-х,10-х классах «Помощь детям при адаптации к школе». |
Октябрь |
Построение совместной программы действий, направленной на развитие определенных качеств. |
|
29. |
Участие в педагогическом консилиуме по преемственности начальной и основной школы |
Помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных интересов |
Классные руководители начальной школы и параллели 5-х классов |
Психолого-педагогический консилиум по проблеме «Преемственность: начальная школа - среднее звено». |
Апрель |
Построение совместной программы действий, направленной на развитие определенных качеств или устранение выявленных проблем и недостатков |
|
|
6. Работа с родителями |
||||||
30. |
Тематические выступления на общешкольных родительских собраниях. |
Дать родителям ин- формацию об особенностях возраста ребенка, о возможных проблемах и некоторых путях их решения |
Родители обучающихся 1-5-х классов |
Выступление на родительских собраниях в 1-го, 5-х,10-х классах «Помощь детям при адаптации к школе». |
октябрь |
Конструктивные взаимоотношения родитель ребенок, оказание помощи в адаптации к изменившимся условиям |
|
31. |
Организация и проведение психологических тренингов для родителей |
Снять психологическое напряжение, дать знания о природе конструктивных взаимоотношений родителя с ребенком |
Родители обучающихся 1-11-х классов |
|
Март |
Конструктивные взаимоотношения родитель - ребенок |
|
32. |
|
Дать родителям ин- формацию об особенностях возраста ребенка, о возможных проблемах и некоторых путях их решения |
Родители обучающихся 1-11 кл |
Индивидуальные коррекционно развивающие занятия |
В течение года |
Профилактика детско-родительских конфликтов |
|
33. |
Индивидуальные консультации по запросу классных руководителей и родителей |
Снять психологическое напряжение, дать знания о природе конструктивных взаимоотношений родителя с ребенком |
Родители обучающихся 1-11 кл |
Индивидуальные коррекционно развивающие занятия |
В течение года |
Профилактика детско-родительских конфликтов |
|
34. |
Выступление на классных родительских собраниях по запросам классных руководителей и воспитателей. |
Помочь родителям и детям в регулировании возможных проблем и некоторых путях их решения |
Родители обучающихся 1-11 кл |
«Возрастные особенности учащихся». «Поощрения и наказания» «Как научить ребенка говорить нет» |
В течение года |
Профилактика детско-родительских конфликтов |
|
35. |
Выступление перед родителями выпускников 9 классов по вопросу дальнейшего обучения и адаптации учащихся после школы |
Дать родителям ин- формацию об особенностях возраста ребенка, о возможных проблемах и некоторых путях их решения |
Родители обучающихся 9 кл |
«Как готовиться к экзаменам» «Выбор профессии дело каждого» |
Март - май |
участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии, учитывая интересы, склонности и направленности личности.
|
|
36. |
Выступление - презентация перед родителями вновь прибывших учащихся. |
Дать родителям ин- формацию об особенностях школы, взаимоотношений в детском коллективе |
Родители вновь прибывших учащихся |
«Школа второй дом» |
Сентябрь |
Помощь в адаптации в новой школе, новом детском коллективе |
|
37. |
Тематическое выступление перед родителями учащихся 5-ых классов |
Дать родителям ин- формацию об особенностях школы, взаимоотношений в детском коллективе |
Родители обучающихся 5 классов |
"Ваш ребёнок перешёл в пятый класс" |
октябрь |
Помощь в адаптации в новой обстановке, детском коллективе |
|
|
7. Работа с педагогическим коллективом |
||||||
38. |
Индивидуальные консультации учителей школы по психолого-педагогическим проблемам |
Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки всем участникам педагогического процесса, а также содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности |
Пед. коллектив |
Ознакомление членов пед. коллектива и администрации школы с проведённой психологической работой. Выступления с докладами и сообщениями на педсоветах и совещаниях |
В течение года |
Благоприятный климат в коллективе учителей, комфортные условия для работы с учащимися и их родителями. Создание условий для карьерного и личностного роста педагогов. |
|
|
|||||||
39. |
Совместные мероприятия с уч-ся |
Пед. коллектив |
Совместный просмотр док.фильма с учащимися «Ювенальная юстиция» |
декабрь |
|||
40. |
Индивидуальные консультации учителей школы по психолого-педагогическим проблемам |
Пед. коллектив |
|
В течение года |
|||