МБОУ «Литвиновская СОШ Яшкинского муниципального округа»

Цель:

Создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательного процесса.

 

Задачи психологического сопровождения :

1. Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию интеллектуального, личностного, творческого потенциала школьников и преподавателей.

2. Создание психолого-педагогических условий для сохранения физического, психологического, психического здоровья участников образовательного процесса и их личностного самоопределения.

3. Содействие полноценному личностному и профессиональному развитию учащихся

Основные принципы психологического сопровождения:

à безусловное принятие каждой личности;

à признание уникальности личного опыта конкретного человека;

à создание условий для саморазвития, личностного роста, самоактуализации.

Психологическая служба в школе планирует реализовывать поставленные задачи, организуя свою деятельность по направлениям.

 

Планируемые направления в работе педагога-психолога:

1. Диагностика для учащихся:

первичная;

динамическая;

групповая.

 2. Коррекционно-развивающая работа:

индивидуальная;

групповая.

3. Консультационная работа с учащимися::

ü индивидуальная;

ü групповая.

 4. Просветительская работа:

выступления на классных часах;

выступления на методических объединениях;

выступления на родительских собраниях.

5. Экспертная работа:

ü работа на административных совещаниях, где требуется психологическая помощь.

6. Организационно-методическая работа:

планирование деятельности;

анализ деятельности;

анализ научной и практической литературы для подбора инструментария;

разработки развивающих и коррекционных программ;

посещение совещаний, методических объединений,

знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и педагогики,

подготовка бланков, наглядного материала, создание картотеки тестов.

 

Планирование

 

№ п/п

Направление работы

Цель и задачи

Контингент

Мероприятия

Срок проведения

Ожидаемые результаты

 

1. Организационно-методическая работа

 

1.

Заполнение специальной документации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация психолого – педагогического сопровождения всех членов образовательного процесса в школе, систематизация методической базы психологической службы в ОУ, создание условий для своевременной организации всех видов ППС.

 

Заполнение: протоколы обследования, схемы, таблицы сводных данных, психологические паспорта, психологические карты развития

В течение года

Своевременное заполнения необходимой документации

2.

Заполнение организационно - методической документации

 

планы на месяц, журнал учёта видов деятельности, журнал психологических запросов

В течение года

Своевременное заполнения необходимой документации

3.

Проведение психолого-педагогической диагностики

1 -11 классы

Подбор психодиагностического инструментария.

Подготовка к психологическому обследованию.

В течение года

 

4.

Анализ результатов диагностики.

 

Составление заключений по результатам психологического обследования. Составление рекомендаций по результатам диагностики. Построение диаграмм по результатам обследования.

В течение года

 

5.

Изучение специальной литературы.

 Обобщение собственного опыта и ознакомление с опытом работы педагогов – психологов.

 

 

В течение года

 

6.

Участие в методических объединениях

 

 

В течение года

 

Выступление на педагогических советах, родительских собраниях.

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

2. Диагностика

7.

Диагностика и наблюдение за адаптацией обучающихся

Выявить дезадаптированных учащихся для последующей коррекции

Обучающиеся 1-х, 5-х классов

 

Сентябрь - октябрь

Определить уровень адаптации учащихся к школе, выявить учащихся - дезадаптантов.

8.

Личностные особенности учащихся

Выявление особенностей психического развития ребенка, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам

5 -8 классы

Диагностика личностных особенностей учащихся Вопросник Р. Кеттела

Ноябрь

Осуществление правильного индивидуального подхода в обучении и воспитании ребенка

9.

Диагностика личностной тревожности

1,5 классы

Определение уровня школьной тревожности. Методика Филлипса

Ноябрь

10. 

Изучение отношения к предметам школьной программы и школе в целом.

8-11 классы

Анкетирование «Моя школа»

Декабрь

 

11. 

Изучения школьной мотивации

2-4 классы

Определение уровня школьной мотивации по методике Лускановой

Февраль

Определение уровня школьной мотивации

12. 

Диагностика воспитанности школьников

7 - 11 классы

Анкета «Индекс воспитанности школьников»

Декабрь

Определение уровня нравственной воспитанности

13. 

Диагностика профессиональных предпочтений

Выявление профнаправленности учащихся

9, 11 классы

Методика ДДО,

Методика «карта интересов» (индивидуально)

Ноябрь – декабрь

Профессиональное самоопределение учащихся

14. 

Диагностика детей группы риска

Выявление особенностей психического развития ребенка, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам

1-11 классы

Методика Фанталовой

Январь

Выявление проблем у детей группы риска

15. 

Исследование форм агрессивности

Исследовать формы агрессии подростков

7-8 классы

Методика диагностики показателей и форм агрессии.

Март

Выявление форм агрессии подростков

16. 

Изучение личностных особенностей творческого потенциала, профессиональных качеств педагогов

Изучение особенностей психического развития ребенка, сформированное определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков. Поиск наиболее эффективных подходов к сложным ученикам.

Педагогический коллектив школы

 

Апрель

Составление карты интересов

17. 

Индивидуальная диагностическая работа по запросам

Выявление особенностей психического развития ребенка

1- 9 классы

По запросу

В течение года

 

 

3. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа

18. 

Индивидуальные

и групповые занятия с обучающимися, имеющими проблемы

в адаптации,

поведении, обучении, воспитании и др.

Укрепление и развитие

психологического здоровья детей на всех этапах школьного возраста

1 класс

 

 

5 класс

 

 

 

 

 

1 класс

 

 

 

9 класс

Проведение коррекционно - развивающих занятий по методикам О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я»

групповые занятий по адаптации уч-ся 1-ых классов к школе; «Введение в школьную жизнь» авт. А. Санько, Ю. Кафеева;

групповые занятия по адаптационной программе Е.Г. Коблика «Первый раз в пятый класс!»

групповые занятия с уч-ся 9-х классов по активизации профессиональной направленности авт. Н.П. Слободянник

По результатам диагностики в течение учебного года

 

сентябрь - октябрь

 

 

сентябрь - октябрь

 

 в течение учебного года

 

19. 

Организация и проведение психологических тренингов для родителей

Снять психологическое напряжение, дать знания о природе конструктивных взаимоотношений родителя с ребенком

Родители обучающихся 1-11-х классов

 

в течение учебного года

Конструктивные взаимоотношения родитель - ребенок

20. 

Организация и проведение психологических

тренингов для педагогов

Снять психологическое

напряжение, повысить

профессиональную

компетентность в целом

Педагогический коллектив школы

 

в течение учебного года

Благоприятное эмоциональное и

физическое

состояние

педагогов

21. 

Организация и проведение психологических

тренингов для обучающихся

Снять эмоциональное напряжение, научить способам психологической разгрузки. Познакомить учащихся с

приемами конструктивного общения

Обучающиеся

5-11-х классов

 

в течение учебного года

Максимально благоприятное психическое и личностное развитие ребенка

22. 

Повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, двигательное и эмоциональное раскрепощение детей, развитие самосознания (социально-психологические тренинги)

 

Обучающиеся с заниженным уровнем самооценки, трудностями в общении

 

в течение учебного года

Повышение самооценки, двигательное и эмоциональное раскрепощение, умение общаться с окружающими детьми

23. 

Индивидуальные коррекционные занятия с детьми состоящими на учете ОПДН, ВШК, приемными, опекаемыми, детьми-инвалидами, детьми из неблагополучных семей

 

Дети группы риска

 

в течение учебного года

Профилактика девиантного, делинквентного, аддиктивного поведения, развитие произвольности психических процессов, нейропсихологическая коррекция

 

4. Консультирование

24. 

Консультирование педагогического коллектива

Помочь в решении личностных и профессиональных проблем

Педагогический коллектив школы

Проведение психологического семинара для учителей «Профилактика злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди подростков и молодёжи».

 «Адаптация детей к школе и психолого-педагогическая поддержка учащихся».

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Повышение психологической грамотности педагогов, умение самостоятельно находить решения в сложных ситуациях

 

Информирование учителей о прохождении адаптации учащихся к школе, дать рекомендации и выработать общую стратегию при оказании психолого-педагогической помощи учащимся .

 

25. 

Консультирование педагогического коллектива

Помочь в решении личностных и профессиональных проблем

Обучающиеся 1-11-х классов

 

Декабрь – январь

Умение ребенка адекватно реагировать на разного рода ситуации

26. 

Индивидуальные консультации для учащихся

Помочь в разрешении конфликтов и решении личностных проблем

Родители обучающихся 1-11 -х классов

Консультирование учащихся 9-х и 10-х классов «Психологическая подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ».

 

Март – май

Дать рекомендации учащимся и их родителям по психологической готовности к сдаче экзаменов. Провести тренинги по возникающим проблемам.

27. 

Индивидуальные и групповые консультации для учащихся по вопросам профориентации

Сориентировать ребенка в правильном выборе будущей профессии

учащиеся 9 - 11 кл.

Групповые и индивидуальные профконсультации для учащихся 9-10классов (мет - ки Е.А.Климова, диагностический пакет методик

Ноябрь - январь

Исследование познавательных интересов учащихся в связи с задачами профориентации и дать необходимые рекомендации при осуществлении первичного профессионального самоопределения.

 

5. Просвещение

28. 

Тематические

выступления на

общешкольных

родительских

собраниях.

Дать родителям ин-

формацию об особенностях возраста ребенка, о возможных проблемах и некоторых путях их решения

Родители обучающихся 1-5-х классов

Выступление на родительских собраниях в 1-го, 5-х,10-х классах «Помощь детям при адаптации к школе».

Октябрь

Построение совместной

программы действий,

направленной на развитие

определенных качеств.

29. 

Участие в педагогическом консилиуме по преемственности

начальной и основной школы

Помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность

проявлений его поведения, отношений,

вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных интересов

Классные

руководители начальной

школы и

параллели

5-х классов

Психолого-педагогический консилиум по проблеме «Преемственность: начальная школа - среднее звено».

Апрель

Построение совместной

программы действий,

направленной на развитие

определенных качеств или устранение выявленных проблем и недостатков

 

6. Работа с родителями

30. 

Тематические

выступления на

общешкольных

родительских

собраниях.

Дать родителям ин-

формацию об особенностях возраста ребенка, о возможных проблемах и некоторых путях их решения

Родители обучающихся 1-5-х классов

Выступление на родительских собраниях в 1-го, 5-х,10-х классах «Помощь детям при адаптации к школе».

октябрь

Конструктивные взаимоотношения родитель – ребенок, оказание помощи в адаптации к изменившимся условиям

31. 

Организация и проведение психологических тренингов для родителей

Снять психологическое напряжение, дать знания о природе конструктивных взаимоотношений родителя с ребенком

Родители обучающихся 1-11-х классов

 

Март

Конструктивные взаимоотношения родитель - ребенок

32. 


Индивидуальные беседы и встречи с родителями дезадаптивных учащихся

Дать родителям ин-

формацию об особенностях возраста ребенка, о возможных проблемах и некоторых путях их решения

Родители обучающихся 1-11 кл

Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия

В течение года

Профилактика детско-родительских конфликтов

33.

Индивидуальные консультации по запросу классных руководителей и родителей

Снять психологическое напряжение, дать знания о природе конструктивных взаимоотношений родителя с ребенком

Родители обучающихся 1-11 кл

Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия

В течение года

Профилактика детско-родительских конфликтов

34.

Выступление на классных родительских собраниях по запросам классных руководителей и воспитателей.

Помочь родителям и детям в регулировании возможных проблем и некоторых путях их решения

Родители обучающихся 1-11 кл

«Возрастные особенности учащихся».

«Поощрения и наказания»

«Как научить ребенка говорить нет»

В течение года

Профилактика детско-родительских конфликтов

35.

Выступление перед родителями выпускников 9 классов по вопросу дальнейшего обучения и адаптации учащихся после школы

Дать родителям ин-

формацию об особенностях возраста ребенка, о возможных проблемах и некоторых путях их решения

Родители обучающихся 9 кл

«Как готовиться к экзаменам»

«Выбор профессии – дело каждого»

Март - май

участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии, учитывая интересы, склонности и направленности личности.

 

36.

Выступление - презентация перед родителями вновь прибывших учащихся.

Дать родителям ин-

формацию об особенностях школы, взаимоотношений в детском коллективе

Родители вновь прибывших учащихся

«Школа – второй дом»

Сентябрь

Помощь в адаптации в новой школе, новом детском коллективе

37.

Тематическое выступление перед родителями учащихся 5-ых классов

Дать родителям ин-

формацию об особенностях школы, взаимоотношений в детском коллективе

Родители обучающихся 5 классов

"Ваш ребёнок перешёл в пятый класс"

октябрь

Помощь в адаптации в новой обстановке, детском коллективе

 

7. Работа с педагогическим коллективом

38. 

Индивидуальные консультации учителей школы по психолого-педагогическим проблемам

Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки всем участникам педагогического процесса, а также содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности

Пед. коллектив

Ознакомление членов пед. коллектива и администрации школы с проведённой психологической работой. Выступления с докладами и сообщениями на педсоветах и совещаниях

В течение года

Благоприятный климат в коллективе учителей, комфортные условия для работы с учащимися и их родителями. Создание условий для карьерного и личностного роста педагогов.

 

 

39.

Совместные мероприятия с уч-ся

Пед. коллектив

Совместный просмотр док.фильма с учащимися «Ювенальная юстиция»

декабрь

40.

Индивидуальные консультации учителей школы по психолого-педагогическим проблемам

Пед. коллектив

 

В течение года

               

Меню сайта

Поиск по сайту